Календарь

среда, 7 октября 2015 г.

Нефтяные пути Саудовской Аравии и Китая расходятся


Для Эр-Рияда это близкая катастрофа и и её лидеры сигнализируют, что жизнь после китайского чуда будет скромнее
Возродившаяся добыча нефти в США увеличила глобальное предложение, пишет Wall Street Journal.

Китай же давно является гигантом спроса, на долю которого в последнее десятилетие приходится 48% прироста мирового потребления нефти. Но в настоящее время рост экономики Китая замедляется, да и раньше слишком быстрое увеличение спроса не был бесспорным благом для производителей нефти.

Объяснение кроется в изменяющейся связи между китайским экономическим ростом и нефтью, необходимой для его поддержания. Соотношение между годовым ростом ВВП Китая и ростом спроса на нефть в 1980-х и 1990-х годах было линейным - спрос рос так же, как ВВП. В XXI веке всё изменилось. За пять лет (в 2000-2005 годах) Китай увеличил ВВП почти так же, как и в предыдущее десятилетие. А вот потребление нефти ежегодно увеличивалось в среднем на 400 тыс баррелей в день,
что почти вдвое больше среднего показателя 1990-х годов. При этом в 2004 и 2010 годах спрос на нефть в Китае увеличивался примерно на 1 млн баррелей в день. В 2004 году отключения электричества стимулировали рост спроса на дизельное топливо для генераторов. В 2010 году спрос толкала вверх программа стимулирования, принятая Пекином после финансового кризиса.

Рост в Китае застиг производителей нефти врасплох, что в 2008 году привело к пику нефтяных цен. Это принесло сверхприбыль Саудовской Аравии, но одновременно способствовало сланцевому буму в США. При этом очевидно, связь между ростом экономики и спросом на нефть в Китае ослабевала. В 2011 году рост китайского ВВП был вдвое больше, чем в 2003, а потребление нефти в обоих годах увеличилось примерно на полмиллиона баррелей в день.

В этом году ВВП Китая в реальном выражении, по прогнозам Международного валютного фонда, вырастет на 1,3 трлн юаней (около $209 млрд). При этом рост спроса на нефть, по оценкам Международного энергетического агентства, составит 320 тыс баррелей в день, то есть будет таким же слабым, как в кризисном 2009 году.

Это связано в первую очередь с дизельным топливом, которое Эд Морс из Citigroup называет главным двигателем нефтяного спроса в Китае до 2010 года. Потребление дизеля находится в стагнации, так как темпы индустриализации замедлились. Китайские водители стали использовать больше бензина, так что в целом потребление нефти будет расти. Но интенсивность спроса, с точки зрения используемых баррелей на доллар ВВП, уменьшается.

Для Саудовской Аравии это близкая катастрофа и и её лидеры сигнализируют, что жизнь после китайского чуда будет скромнее. Морс отмечает, что Saudi Aramco в настоящее время прогнозирует рост глобального спроса на нефть на уровне 0,6% в год в течение длительного срока по сравнению с 1,4% в год в последние два десятилетия.

Саудовский министр нефти Али аль-Наими неоднократно напоминал, что долгосрочный рост спроса нельзя принимать как данность, учитывая меры по увеличению энергоэффективности и снижению выбросов. И на этом фоне Саудовская Аравия должна конкурировать с такими производителями как США, Ирак и Иран.

Необходимость сохранить долю рынка и осознать ценность запасов нефти, не рассчитывая на её постоянное увеличение долгосрочной перспективе, объясняет нынешнюю политику. Она действительно повышает риск ценовых скачков из-за неожиданных сбоев в поставках, поскольку Саудовская Аравия использует свои буферные резервные мощности. При этом товарные запасы нефти сильно превысили нормальный уровень. А отскок цен на нефть приведёт к активизации сланцевого бурения, хотя и с некоторой отсрочкой.

Потерпев неудачу в попытке контролировать влияние резкого роста экономики Китая, Саудовская Аравия и другие производители теперь должны конкурировать на рынке, где дракон уже насытился.
Оригинал статьи:  nefttrans.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий